Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2014 г. № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан» в Республике Бурятия реализуются мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
В рамках программы предусмотрено проведение мероприятий по формированию в Республике Бурятия сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Во всех образовательных организациях – участниках Программы средства консолидированной субсидии направлены как на создание архитектурной доступности и на оснащение специальным оборудованием:
1. Создание архитектурной доступности включает оборудование доступными элементами информации об объекте; устройство входных калиток; устройство пешеходных дорожек для передвижения инвалидов к зданию; установку тактильных средств на покрытии пешеходных путей, дублирование входных лестниц пандусами или другими устройствами подъема, оборудование входных лестниц поручнями, устройство парковки (стоянки) автомобиля инвалида, оборудование площадки перед входом в здание навесом; расширение дверных проемов дверей на входе в здание с последующей установкой дверей; устройство в тамбуре твердого покрытия, не допускающего скольжения при намокании, установку звуковых информаторов; установку поручней на лестницах внутри здания, дублирование лестниц внутри здания пандусами или другими устройствами подъема; расширение дверных проемов дверей с последующей установкой дверей; демонтаж дверных порогов, замену напольных покрытий в местах демонтажа дверей, порогов или устранения перепадов высот, установку перил вдоль стен внутри здания; устройство тактильной разметки на путях движения, дублирование обозначения помещений рельефными знаками; оборудование системой индивидуального прослушивания; оборудование санитарно-гигиенических помещений поручнями, штангами, поворотными или откидными сидениями, крючками (для одежды; костылей и других принадлежностей; двусторонней связью с диспетчером или дежурным, создание и оборудование отдельной санитарно-гигиенической комнаты для инвалидов на кресле-коляске; оборудование комплексной (визуальные, звуковые и тактильные) для всех категорий инвалидов системой средств информации и системой сигнализации об опасности; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных и актовых залов, столовых, библиотек, учебных кабинетов, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов с учетом требований СП 136.13330.2012 и СП 59.13330.2016 (установка поручней, расширение дверных проемов, устранение перепадов высот, порогов, оснащение специализированной мебелью и т.д.).
2. Оснащение специальным оборудованием включает:
материально-техническое оснащение учебных кабинетов и кабинетов специалистов психолого-педагогического сопровождения (кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), специальным учебным оборудованием для реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ (специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, компьютерное оборудование (в том числе для организации общего и дополнительного дистанционного образования); специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. Л г 1598 и от 19 декабря 2014 г. № 1599 соответственно), а также в соответствии с примерными адаптированными образовательными программами, включенными в перечень примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru);
оснащение специально оборудованным автотранспортом для перевозки детей-инвалидов.
Критериями отбора заявок муниципальных районов и городских округов для предоставления и распределения субсидии является:
- наличие разработанного и утвержденного паспорта доступности дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам);
- наличие детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, детей-инвалидов;
- экономическое обоснование расчетов на финансовую потребность по мероприятиям:
создание архитектурной доступности;
оснащение оборудованием.
В 2017 году по Программе «Доступная среда были выделены денежные средства 1695,6 тысяч рублей, из них из федерального бюджета 1576,9 тысяч рублей и из республиканского бюджета 118,7 тысяч рублей.
-ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» – 1695 600,00 (ФБ – 1576 900,00 руб. РБ- 118 700,00 руб.).
В рамках Субсидии приобретено оборудование на сумму 466 000 руб. Проведены архитектурные работы на сумму 1208675,92 руб. (ремонт крыльца и входной группы с устройством пандуса учебного корпуса и общежитии, ремонт тамбура). Ремонт специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.). В общежитии установлены в санитарно-гигиенических комнатах специализированное санитарно-техническое оборудование для маломобильных групп населения (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.). Расширены дверные проемы.
Учреждением приобретено на сумму 466000 рублей оборудование и программное обеспечение, в том числе специальное учебное, реабилитационное с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Также приобретены специализированные комплексы оборудования для кабинетов психолога и логопеда. Это развивающе-коррекционный комплекс с видеоуправление, театр теней «Лайтбокс), воздушно-пузырьковая трубка «Ручеек 2», проектор звездное небо, комфорт лого, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», рабочее место психолога, фиброоптическая занавесь. Приобретены учебная литература на сумму 20924,08 рублей.
В рамках реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей – инвалидов к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» были выделены денежные средства 652200 рублей, из них 599025 рублей на оборудование и 53175 рублей на повышение квалификации педагогических работников. Все педагогические работники прошли курсы по реабилитации и абилитации. Приобретены следующее оборудование: сундучок логопеда «Антошка», интерактивная панель EDFLAT ED 651, развивающий набор психолога «Приоритет плюс № 4 7 модулей», сундучок психолога.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные кабинеты
Адрес: 671950, Республика Бурятия,г.Закаменск, ул. Ленина, 41
Количество: 15
Во всех классах ученическая мебель соответствует ростовым показателям обучающихся, санитарно-гигиенические требования выполняются.
Материально-техническое оснащение всех кабинетов соответствуют современным требованиям, а именно:
- в кабинетах начальных классов имеется современное развивающие игровое и дидактическое оборудование, телевизоры, компьютеры;
- предметные кабинеты оснащены современной оргтехникой, пособиями для занятий с детьми, методической литературой;
- кабинеты педагога-психолога и кабинеты учителя-логопеда, оснащены современными игровыми пособиями для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми;
- в медицинском кабинете имеются электронные весы, ростомер, аппарат для измерения артериального давления, бактерицидная лампа, весы напольные;
- в актовом зале имеются: синтезатор, телевизор;
- пищеблок оснащен современным электрооборудованием (электроплитами, холодильным оборудованием, пароконвектоматом) и другим необходимым оборудованием;
- Для физической активности детей на улице имеется спортивная площадка.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта, для дальнейшего обучения и самореализации в профессиональной деятельности. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности. Поэтому большое внимание уделяется оснащению трудовых мастерских. Все трудовые мастерские оснащены необходимым для учебного процесса оборудованием.
Это оборудованные кабинеты кулинарии, швейного дела и столярного дела.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья расположена на втором этаже школы, имеется приспособленный читальный зал на 8 посадочных мест.
Штат библиотеки -1 работник.
Организует работу библиотеки педагог-библиотекарь Раднаева Е.А. В.
Общая площадь библиотеки-28,7 м2
Общий фонд школьной библиотеки составляет—4645 экз.
Учебники—3307 экз.
Худ. лит. —1065 экз
Мет. литература—273 экз.
Кол-во читателей—149 человек.
В настоящий моментОУ обеспечено учебниками по всем предметам на 100%
Благодаря систематическому обновлению и воспитательныммероприятиям по сохранению фонда учебников каждый обучающийся обеспечен комплектом учебников, находящихся в хорошем состоянии.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствуют объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся вынуждены заниматься на улице, в зимнее время на катке.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все кабинеты оборудованы одноместными и двухместными ученическими столами, и ученическими стульями, шкафами для учебно-наглядного оборудования, компьютером. Кабинет математики оснащен интерактивной доской. Для контроля температурного режима кабинеты оснащены бытовыми термометрами. Вид классных досок и их цвет: классные доски магнитные зеленого цвета.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание образовательной организации оборудован пандусом, поручней, расширенны дверные проёмы.
Имеется специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение для лиц с ограниченными возможностями здоровья (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.). В общежитии находятся санитарно-гигиенические комнаты, специально оборудованные для маломобильных групп населения, оснащенные специализированным санитарно-техническим оборудованием.
Оснащены здания системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами.
Специальные условия питания
Обучающиеся школы-интерната обеспечены:
- 4-х разовым бесплатным питанием для проживающих в общежитии;
- 2-х разовым бесплатным питанием для приходящих;
- Денежная компенсация по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, обучение которых организовано на дому.
Меню для учащихся разработано согласно требованиям СанПиН2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», и ежедневно размещается на сайте образовательного учреждения.
Специальные условия охраны здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении педагогам и обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет по каналу, предоставляемому в рамках Федеральной программы и финансируемому из средств регионального бюджета (провайдер ООО "Ростелеком").
Скорость доступа в Интернет соответствует указанным в договоре с провайдером 100 Мбит/сек. Качество связи удовлетворительное
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации (ресурс приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья)
Федеральный портал "Российское образование" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (собственный электронный образовательный ресурс)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для осуществления коррекционной работы, для индивидуальных занятий используется кабинет логопеда оборудованный компьютером, логопедическим тренажером«Дельфа-142.2.2».
Школьная психологическая служба имеет сенсорную комнату.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
На входе в интернат установлен пандус для маломобильных групп населения (ММГН), внутри здания расширены проходы, коридоры, убраны пороги
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие расположено по адресу: г. Закаменск, ул. Комсомольская,13.
Перечень и количество оборудования: кровати, прикроватные тумбочки, телевизор, стулья, плательные шкафы.